Ленивый самурай

2. Введение.

Нет более глубокого одиночества, чем одиночество самурая -- кроме, возможно, одиночества тигра в джунглях... Из фильма "Самурай" Жан-Пьера Мельвиля, 1967 г. О том, из-за чего не тянет зачислить себя, к примеру, в шляхту (или в космонавты -- для разнообразия), а в самураи -- тянет (но только чтоб никаких обязанностей!). Наклонность рядиться в чужие одежды может происходить не только из стремления привлечь к себе внимание, но также из любопытства и из желания размежеваться с несимпатичными окружающими. С белору- сами давно уже что-то не так, как хочется людям, настроенным на сильное, светлое, великодушное и местами хотя бы чуть-чуть герои- ческое. Слишком много посредственности и плебейства, слишком мало благородных порывов. Ещё одно основание того, что "самурай", а не "шляхтич": если назовёшься шляхтичем, чего доброго начнут намекать, что надо бы подтвердить шляхетство справочкой, а где я её возьму? Моё единст- венное подтверждение -- мой железный инструмент в углу за дверью. Оно, конечно, весомое, но ведь запрещают ходить с ним по улицам, а вдобавок силу убеждения оно приобретает только в умелых руках, а мне развивать умение некогда. Я смогу по-молодецки отрубить кому-нибудь голову разве что с попытки третьей, да и то если несчастного подержат при этом за руки (а лучше -- за ноги, чтобы я никого лишнего не задел). Белорусское самурайство наверняка излечивается какими-нибудь таблетками, только зачем? Чтобы здешнее общество стало ещё скуч- нее? В средневековой Японии крестьянам было под страхом смерти запрещено брать в руки меч. Кто брал его, должен был защищать им свою жизнь. Если ему это удавалось, он -- как ни крути -- стано- вился человеком меча. Несогласные с этим имели возможность попробовать отнять у него меч силой. Впрочем, иногда мне хочется быть не самураем, а ниндзя. А вот рыцарем быть не хочется: слишком много церемонности с дамами, а я не хочу и не буду ездить в автобусах стоя. Путь меча -- это путь самодисциплины. Не то чтобы я очень на нём преуспел, но я хотя бы убеждённо говорил всегда (и говорю!) правильные слова о нём, а, как известно, в иных делах уже и одно намерение -- не лишь бы что. В самурайстве меня не устраивает только "верность господину". В этом я -- шляхтич: в моральном отношении надо мной никого, кроме Бога (да и того, наверное, не существует). Любой шляхтич может стать в этой стране королём, любой король может быть послан подальше шляхтичем. Свою шляхетскую республику мы, правда, давно профукали, но шляхетский гонор местами ещё остался. К любым начальникам у меня всегда не очень тёплое отношение: я вынужден УГОВАРИВАТЬ себя, что среди них попадаются неплохие в общем-то люди, оказавшиеся на своём месте в силу всяких необходимостей. Но в глубине души зачастую шевелится мысль: может, р-р-революцию им устроить? Наверное, в далёком детстве я какой-то специфической ерундой обчитался... Многие ли добровольно попёрлись служить в Вооружённые силы? Многие ли могут о себе сказать, что они -- офицеры в третьем поколении (пусть и с некоторой натяжкой)? Многие ли могут нарисо- вать хотя бы десять японских иероглифов? Могие ли таскают с собой хотя бы перочинный нож в кармане? Многие ли смотрели хотя бы пять раз фильм "Семь самураев"? А мой почти каждодневно поедаемый рис с соевым соусом -- это разве ничто?! Нет, я не утверждаю, что латентных и замаскированных самураев можно выявлять в магазине по тому, что они закупают рис и соевый соус, но самурай, который не потребляет риса с соевым соусом, -- уж точно подозрителен. Так что я всё-таки худо-бедно самурай, только оч-ч-чень ленивый. Нет, на самом деле я -- почти безвредный читатель и кропатель книг, машущий мечом исключительно в тренировочных целях. Поэтому если кто-то будет утверждать, что я когда-то что-то ему отрубил -- или хотя бы просто набил ему морду -- это почти наверняка будет неправдой. * * * А ещё я себя иногда гигантом мысли чувствую. Чаще всего это случается по понедельникам -- когда снова надо тащиться на работу вместо того, чтобы делать открытия, лёжа дома на диване. * * * Есть фильмы "Семь самураев", "Слепой самурай", "Однорукий саму- рай", "Последний самурай", "Последний меч самурая". Надо бы ещё снять "Семь одноруких самураев", "Последний меч последнего слепо- го самурая", "Девять с половиной самураев", "Самурай в сапогах", "Самурай и Серый Волк", "Самурайчик-с-пальчик", "Самураи не сда- ются, а только притворяются" и т. д. В общем, тема ещё далеко не исчерпанная. * * * Путь меча -- это путь бдительности и здоровья (ну, до первого большого прокола). А также путь самосовершенствования. Отрубание врагам голов и всяких прочих выступающих частей тела -- редкий необязательный эпизод на пути меча (разумеется, эпизод приятный, но обычно приносит достаточное удовольствие уже просто сознание того, что при острой необходимости (когда иссякнет терпение, к примеру) сможешь претворить эту фантазию в явь: вжик -- и пробле- мы нет). Путь меча -- это готовность защищаться и защищать; готовность убивать и где-то даже быть убитым; готовность атаковать и настро- енность на победу; готовность твёрдо встать на пути зла. Скажем прямо: идущий по пути меча -- это потенциальный убийца: по складу мозгов, по физической подготовке и по запасу "скобяных изделий" (как изящно выразился Чарлз Бронсон в фильме "Красное солнце"), которые он таскает противозаконно с собой или лояльно держит дома в углу. Государство расположено терпеть таких индиви- дов лишь у себя на службе, но оно их не всегда заслуживает. Путь меча может быть и коротким, и длинным -- в зависимости от нюансов поведенческих установок. У ленивых и осторожных самураев он нередко получается довольно протяжённым, хотя так или иначе не бесконечным. Впрочем, в долгой жизни (ну, не слишком долгой!) есть свои преимущества: появляется возможность сравнивать эпохи, проверять собственные прогнозы, ссылаться на личный сомнительный опыт. А ещё доводится пережить много приятных разочарований (во врагах, конкурентах), а также много неприятных, но поучительных (в себе, друзьях, человеках вообще). Ленивый самурай может работать, но вряд ли будет СЛУЖИТЬ, то есть испытывать удовольствие от подчинения. Наличие кого-то "сверху" -- это досадное недоразумение, которое, к сожалению, почему-то никак не заканчивается, но которому можно просто не придавать большого значения. * * * Тяга к железкам средневекового типа отчасти идёт от дурного предчувствия, что они скоро могут оказаться не такими уж беспо- лезными -- когда более сложные железки станут недоступными вслед- ствие развала нынешней системы производства. Далее, если стремле- ние отстраниться от гнилой современности и примазаться к чему-то здоровому и живучему получает большее удовлетворение, когда втис- киваешь себя в некоторый образ, то почему бы не в этот? Полагаю, если дело не дошло до выбривания себе макушки на самурайский манер, то всё пребывает в пределах психической нормы и не должно вызывать больших опасений у бдительной психиатрической обществен- ности. * * * - Да какой ты к чертям самурай, если ты даже не узкоглазый? - Я... ну... так вот же меч зато! А вот и готовность рубануть им ну хоть даже тебя, приятель! - Экая невидаль -- меч! - Но у тебя его нет! - А мне он не нужен! - Но чем тогда рубить будешь, если тебя самого начнут рубить? - Это только больные фантазии. - Конечно, ведь всё ваше общество -- больное. - Это уж как посмотреть. - Очень просто: вокруг. * * * Впрочем, какие к чертям оправдания?! Заведёшь себе привычку оп- равдываться -- президентом уж точно не станешь. Самурай -- и всё тут. Я не берусь никому доказывать транскультурную сущность саму- раизма и не собираюсь ни с кем тягаться в самураистости вообще и в силе самурайского духа в частности: мне попросту ЛЕНЬ тратить на такое свои драгоценные самурайские силы. Меня ждут великие самурайские дела. Всё. Проехали. Точка. Несогласные могут сделать себе харакири.

Возврат на главную страницу
Используются технологии uCoz